Главная » Статьи » Характеристики и рекомендации

Характеристика на неблагополучную семью образец в доу

Работа в ДОУ с неблагополучными семьями

вооружением для борьбы за наши идеалы”.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Граждане РФ – записано в статье Конституции – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными членами нашего общества. На современном этапе развития общества резко возрастает роль укрепления и развития тесной связи во взаимодействии детского сада, семьи и общественности.

Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общений и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, как и естественно возникающая трудовая деятельность – все это должно оказывать сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

При изучении работ, относящихся к последнему вопросу, методический интерес в пособии представляет статья Галановой Л.А. “Работа детского сада с неблагополучными семьями”. В статье отмечается отрицательный опыт общения родителей и детей в неблагополучных семьях, не выполняющих свою воспитательную функцию.

Автор раскрывает причины неблагополучия:

1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).

3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.

4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.

Важной задачей в работе с неблагополучными семьями, по ее мнению, является разъяснение правовых и медицинских вопросов. Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема не только педагогики, медицины или правоохранительных органов, – это тема стала ведущей в кинематографии, художественной литературе. Жизнь открыто заставляет людей задуматься над своим поведением.

В России, в 565 детских домах воспитываются 300 “сирот” при живых родителях. Далее устанавливает автор, 88 % семей не способны обеспечить нормальные условия для полноценного воспитания собственных детей.

Автор М.И.Буянов отмечает, что во все времена, во все эпохи были хорошие и плохие семьи, но неблагополучные семьи формируют неблагополучных детей. “Ими нужно заниматься задолго до того, как ребенку исполнится 6 или 7 лет”.

Дошкольники – как воск. Подогрев его, т.е. обласкав, от ребенка можно всего добиться и переделать его поведение тоже легче, чем в более в старшем возрасте. “На свете – бездна родителей, – писал В.Г.Белинский, – множество, но мало отцов и матерей”.

Таким образом, исследование этой проблемы нашло отражение во многих работах психологов, в частности, Л.С.Выгодского, Д.Б. Эльконина. Практическая значимость моего опыта состоит в том, что разработанные мною методические рекомендации, дополненные и напечатанные, могут быть направлены на совершенствование форм и методов для работы с родителями в ДОУ.

Проблема благополучной семьи занимает, пожалуй, центральное место в подготовке будущих семьянинов, а главным условием семейного благополучия выступают:
  • взаимоотношения между супругами
  • отдельная квартира
  • материальное благополучие
  • дети в семье
  • интересная работа.
  • В работе использовались методы:
  • наблюдения за работой воспитателя с родителями при посещении семей дома, в детском саду, за работой методиста
  • анкетирование
  • составление с воспитателями актов условий изучения семьи
  • изучение записей посещений семей
  • изучение графиков работы родителей в группе, на участке детского сада (родители были образцом для подражания детьми, привлекались к труду родители неблагополучных семей)
  • изучение содержания альбома “Добрые дела родителей”
  • изучение содержания отзывов родителей из неблагополучных семей
  • изучение тематики научно-практической конференции для родителей и руководителей дошкольных учреждений республики содержание родительских собраний устного журнала “Чего не должно быть”
  • изучение тематики родительских уголков, содержание записей групповых консультаций для родителей.
  • На втором этапе работы разрабатывались методы и приемы работы ДОУ с неблагополучными семьями, которые были внедрены в практику работы. Выявлено влияние методов и приемов в их начальном применении (вновь поступающие дети в период адаптации и длительно посещающие). Это сказалось на поведении детей и родителей. Родителей анонимно поделили на группы:

    А – высокий уровень

    Б – средний уровень

    В – низкий уровень

    Задача: поднять уровень знаний родителей, используя указанные приемы, методы осуществлять перевод в течение пребывания детей в детском саду.

    Было проведено обследование семей и методом анкетирования:

    73 % – полные простые дети (родители – дети)

    13 % – семьи, включающие бабушек и дедушек

    4 % – семьи, где один родитель является не родным

    10 % – неблагополучные семьи

    3.1 % – неблагополучные семьи (с ярко выраженным алкоголизмом).

    Учет структуры семьи необходим при планировании работы с родителями. Переход полной семьи в неполную сопровождается “бурями”, “драмами”, накладывающими отпечаток на душевное, психическое состояние детей, и требуют эти дети и родители особого подхода со стороны педагогов. Создание новой семьи значительно отвлекает родителей от воспитания детей. “Новый папа” ревниво относится к занятиям со “ своим” ребенком.

    В семьях из 3-х поколений так же бывают конфликтные ситуации из-за противоположных взглядов на воспитание. В работе с такими семьями учитываем, что старшее поколение – дедушки и бабушки – в силу занятости родителей нередко становятся основными воспитателями. Позиция ребенка в семейном воспитании: он – кумир!

    Сосредоточение родительской любви на единственном ребенке невольно ведет к прогнозированию типа личности. Может, он и будет толковым специалистом, но редко добродеятельный человек. “Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение” (А.С.Макаренко).

    Можно сделать вывод – структура семьи, характер семейных отношений, организация семейного хозяйства – главное условие, обеспечивающее успех. И необходимое условие – связь семьи с детским садом.

    Возрастной диапазон наших родителей:

    25 – 30 лет 32 %

    31 – 35 лет 38 %

    36 – 40 лет 25 %

    40 лет и старше 5 %

    Образовательный уровень:

    С высшим образованием 17 %

    Со среднеспециальным 43 %

    Со средним образованием 40 %

    И только 5 % родителей имеют специальное педагогическое образование!

    Мы убедились из нашей работы, что исследования в неполных семьях показывают, что одни из них выражают отношение к детскому саду, как к необходимости, другие – как естественный ход жизни, ждут много от педагогов и психологов. Существует и такая категория, что детский сад полностью должен взять всю ответственность за их ребенка на себя. Неумение таких родителей воспитывать детей выявилось очень быстро в экспериментальной игре “ Секрет”, “ Рисунок семьи”.

    Вывод: необходим дифференцированный подход в работе с родителями с учетом психологических особенностей родителей и детей в неблагополучных и неполных семьях.

    Анонимно разделили родителей на группы (условно). Проводили индивидуальную целенаправленную работу, провели анализ. Группы определились после изучения семьи, анкетирования, анализа, характеристик, бесед, личностных контактов. Следовательно, важнейшим условием организации воспитательной работы детского сада с неблагополучными семьями и неполными семьями является:
  • целенаправленное изучение семей, которое позволит нам найти, возможно, объективные показатели форм и методов, эффективность их применения, с особым акцентом на неполный вид семьи, на неблагополучные семьи
  • установление тесной связи с общественными организациями, при необходимости с органами охраны общественного порядка.
  • Изучение семьи, как один из важнейших моментов выявления причин неблагополучия, тогда будет обоюдным, когда поведение педагогов при посещении семей будут убедительными в добрых намерениях педагога, в неформальных и малосодержательных беседах, когда родители убеждаются в добрых намерениях педагога.

    Для этого необходимо заведующему и старшему воспитателю на основе своих наблюдений за детьми и родителями, за их взаимоотношениями при посещении дома и в д/саду:
  • обратить внимание на содержание педагогических бесед
  • проводить беседу самим в качестве примера общения в неблагополучных и неполных семьях
  • внимательно продумать их тематику
  • избегать категоричности советов, соблюдать сдержанность, такт особенно там, где ребенка воспитывает одна мать, быть предельно ненавязчивым, не стремиться “узнать враз” и отметить “выполнено”
  • использовать такие формы общения, как “давай же подумаем вместе, как лучше поступить”, “можно сделать так, а как Вы думаете?”
  • заведующим необходимо посещать “трудные семьи”, вести записи встреч, разговоров, конструктивных предложений, объективных данных о конкретной семье
  • посещение семьи, беседа в домашних условиях выявляют многие стороны семейной жизни, дают реальную картину семейного воспитания детей, психологических особенностей взаимоотношений между членами семьи, вооружают сотрудников дошкольных учреждений фактическим материалом для последующей работы с членами семьи.
  • Наши наблюдения показывают, что в неблагополучных семьях родители довольно часто захваливают ребенка, восхищаются его мнимыми талантами и преувеличенными способностями, демонстрируют “чудо-ребенка”. Подобным образом в этих семьях взращивается и культивируется с ранних лет эгоцентризм, стремление всегда и везде быть в центре внимания. Только в неблагополучной семье требование на внимание раздражает родителей: “Отойди, не мешай мне!”, “Займись чем-нибудь полезным”, “Читай книжку”, “Иди на улицу”. “А со мной дома не разговаривают” – часто можно услышать от детей.

    Таким образом, чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных и неполных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. Проведение индивидуальных бесед и консультаций помогут педагогам исправить типичные ошибки родителей в воспитании. Учет особенностей общения родителей с детьми в неблагополучных и неполных семьях дает возможность педагогу направить родительские интересы на более глубокое изучение собственных воспитательных действий.

    Важную роль в развитии личности ребенка – дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Нередко дети не хотят принимать друг друга в игры, потому что он “долго думает, медленно передвигается, или наоборот, излишне возбужден, не соблюдает правил, наталкивается на всех или мешает неподвижностью, не умеет начатое доводить до конца”.

    Наблюдения в игре за непопулярными детьми показывают, что такой ребенок выражает стремление к общению, но не хочет быть внимательным, требования детей и воспитателя не выполняет, и дети его изгоняют из игры. В общении такие дети отстают в сообразительности, иногда расстраивают игру, вызывают раздражение у сверстников они попадают в число не принятых в игру. Капризули, плаксы, вредные, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета. Они – источник конфликтов и напряжений в группе сверстников, они – источник эмоционального дискомфорта. Ребенок из неблагополучной семьи объяснительную речь часто подменяет ситуативной – ребенок затрудняется строить речь с объяснениями.

    Все эти данные исследования подводят нас к выводу: “ Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, самыми главными “мастерами”, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец”.

    Понимая важность данного вопроса необходимо:
    1. Проводить частые наблюдения за процессом взаимоотношений детей со сверстниками.
    2. Использовать различные ситуации, которые оказывают положительное воздействие на взаимопонимание детей.

    Дети из неблагополучных семей эгоцентричны, страдают “взрывом” эмоций, грубые, долго не поддаются уговорам, не терпят порицаний, реагируют на них, не соблюдая такта. В их общении со сверстниками наблюдается непостоянство, неумение начатое дело довести до конца. Для того, чтобы воспитатели знали особенности общения детей со сверстниками, крайне необходимо знать особенности каждого ребенка в группе, иметь психолого – педагогическую характеристику на каждого из них. Особенно это необходимо там, где произошла замена воспитателя в течение учебного года.

    Поиск

    Работа с родителями - Неблагополучная семья

    1. Проведение ранней профилактической работы.

    Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: участковых инспекторов милиции, инспекторов ИДН, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, директоров и завучей школ, заведующих детскими садами, участковых педиатров, врачей-наркологов, врачей психоневрологов, воспитателей и др.

    Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основной метод в работе с неблагополучной семьей - это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

    В ходе социального патронажа неблагополучной семье оказывается информационная, психологическая, педагогическая, психотерапевтическая, Социальная, организационная, моральная и материальная помощь в решении конкретных проблем.

    Целесообразна также организация просветительской работы на уровне государства с задействованием СМИ (телевидения, радио), теле-, радиорекламы, рекламы в печатных органах (газетах, журналах) - пропаганда полной (функциональной) семьи, счастливых детей, здорового образа жизни, правильного питания, физкультуры и спорта в стране, в том числе изменения менталитета граждан в сторону менее терпимого отношения к курению, пьянству, наркомании и девиантному поведению взрослых. Отказ от рекламы спиртных напитков, сигарет и т. п.

    Также необходимо осуществлять просвещение на уровне образовательных учебных заведений (детские сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, ШРМ, СПТУ): оформлять стенды, выступать на родительских собраниях с ознакомительными лекциями на темы: «Влияние семьи на детей», «Дети и родители», «Воспитание в труде», «Воспитание "трудного" ребенка», «Социализация в условиях здоровой (функциональной) и неблагополучной (дисфункциональной) семьи», «Преступность несовершеннолетних и неблагополучная семья», «Особенности возникновения трудновоспитуемости», «Личность "трудных" подростков», «Особенности подросткового возраста» и др. в ходе проведения которых необходимо разъяснять отрицательное психологическое влияние, которое оказывает неблагополучная семья на личность несовершеннолетних. Лекции могут проводить практические психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты по работе с семьей.

    В ходе проведения лекций во время родительских собраний на базе школы-интерната мы воздействовали на самосознание родителей, старались создать у них установку на укрепление семьи, культ здорового образа жизни, разъясняли им психологические особенности подросткового периода, негативное влияние семейного неблагополучия (т. е. семей алкогольных, асоциально-аморальных, конфликтных, криминальных, семей с психически больными родителями, педагогически несостоятельных) на формирование девиантного поведения несовершеннолетних.

    2. Психокоррекционная программа помощи неблагополучным семьям.

    Считаем целесообразным оказание психокоррекционной помощи неблагополучным семьям в зависимости от типов семейного неблагополучия (табл. 2.18).

    Рекомендации по работе с несовершеннолетними с девиантным поведением:

    1. Профилактическая работа на базе образовательных учебных заведений: детских садов, школ, СПТУ, техникумов. Проведение лекций, бесед, оформление тематических стендов. Встреча детей с психологами, психоневрологами, невропатологами, наркологами, детскими гинекологами, социальными педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами милиции. Профилактика девиантного поведения, пропаганда здорового образа жизни. Воздействие через референтные группы, СМИ.

    Работа с несовершеннолетними девиантами сложна, многогранна и длительна, она требует не только эмпатии,

    Таблица 2.18.

    образец составления характеристики семьи дошкольника

    Образец характеристик на неблагополучную семью дошкольника. семью характеристика. характеристика дошкольника. этой характеристике и какие. семьи и т.д.). 3. Состав семьи (кратко). Требования к составлению психолого- педагогической характеристики дошкольника. Указать дату написания характеристики. 17 янв 2011. Характеристика на ребёнка дошкольного возраста должна быть обоснована фактами. При составлении характеристики следует использовать. неполная семья состав семьи психологический климат в семье. дошкольного образования – культуры создания полноценных условий – современной социокультурной. проект позволяет каждой образовательной организации, каждой семье, подобрать вариант,… Основные характеристики. Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие. В 40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось так остро,… Описание опыта. 5 фев 2012. Алгоритм написания характеристики для ПМПК. Характеристика семьи ребенка. смешанное) объем внимания (у старшего дошкольника составляет 4-6 предметов в. Образец направления на Районную. Выявлено, что у дошкольников представления о семье отличаются… проблеме, характеристика «образа семьи» применительно к детям дошкольного возраста. ожиданий и мотиваций для создания своей будущей семьи.… образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на. 5 фев 2012. Алгоритм написания характеристики для ПМПК. Характеристика семьи ребенка. смешанное) объем внимания (у старшего дошкольника составляет 4-6 предметов в. Образец направления на Районную .

    Рекомендуем ещё прочитать интересное от пользователя anatu

    Родителям и детям на заметку!

    Помощь по сайту - все ответы на ваши вопросы собраны в этом разделе.

    Как стать журналистом 'Детского мира'? - краткая инструкция для желающих размещать интересные материалы на нашем портале.

    Дети и взрослые - это Вам. Любите чтение!

    GreyLib - аудиокниги, детские радиоспектакли, радиопьесы, постановки, сказки, приключения и много всего интересного на иностранных языках

    Характеристика на неблагополучную семью образец

    Характеристика

    на семью _______________

    учащегося 5 класса

    МОУ СОШ №____ г.________

    проживающего по адресу ____________

    Мальчик, ______ года рождения, воспитывается в неполной, малообеспеченной семье. Мама ___________, не работает.

    Мальчик проживает в двухкомнатной полублагоустроенной квартире вместе с бабушкой, дедушкой, тётей, сестрой и мамой (всего 6 человек). Доход семьи - это зарплата и пенсия бабушки, которая работает в психиатрической больнице, пенсия дедушки, пенсия на детей по потере кормильца (отец, _______, умер почти сразу после рождения сына) и детское пособие.

    Анализ материально-бытовых условий показывает, что санитарное состояние квартиры не удовлетворительно, в ней давно не убирались, кругом пыль и мусор. В квартире имеется вся необходимая мебель, но она старая. Место для подготовки уроков у мальчика имеется.

    Внешне мальчик всегда одет в костюм, но вещи давно не обновлялись, поэтому он выглядит неопрятно.

    Воспитанием сына мама практически не занимается, в домашней и хозяйственной работе ребёнок не задействован. По словам сестры, он часто, много гуляет на улице. У него имеются друзья старше него.

    В школе Кирилл получает бесплатное питание.

    Директор школы _____________

    Классный руководитель: _______

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле .

    На странице приведен только фрагмент материала.

    Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

    «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

    Л. Н. Толстой

    Дети из неблагополучных семей испытывают трудности в отношениях со сверстниками и воспитателями. Поэтому важна коррекция взаимодействия между ними и их окружением на основе изменения реальной заданности. Социальная работа с неблагополучными семьями включает социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-организационно-координационную и информационную помощь.

    Специалист социальной работы по отношению к семье в трёх основных ролях: советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье рассказывает о развитии ребёнка педагог — даёт советы по воспитанию детей консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства вопросам межличностного взаимодействия в семье информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью разъясняет возможные пути решения проблем.

    В работе с неблагополучными семьями применяются различные формы. Одна из форм — социальный патронаж, включающий посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Он позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях и выявить больше информации. Проведение социального патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.

    Социальный патронаж проводится по нескольким направлениям:

    - социально-диагностическое: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций

    - контрольное: оценка состояния семьи и ребёнка, динамика проблем [если контакт с семьёй повторный] анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.

    - социально-адапционно-реабилитационное: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

    - социальный патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

    Наряду с патронажем, следует выделить консультирование как одну из форм работы с семьёй. Оно предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

    Особое место занимает групповой метод работы с неблагополучной семьёй — тренинг. Социально-психологический тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [8,28]. Он даёт возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, а также возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивает активность и уверенность родителей.

    Важной формой работы с неблагополучной семьёй является социальный мониторинг семьи. Мониторинг — это научно обоснованная система периодического сбора обобщения и анализа информации о процессах протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений по проблеме. Проведение социального мониторинга строится на полноте, доверенности, системности информации оперативности получения сведений и их систематическая актуализация сопоставимость получаемых данных. Это обеспечивается методиками сбора и анализа информации, а также сочетанием обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Необходимо комплексное использование всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, которые носят естественный характер. Информация предоставляется членами семьи по собственной инициативе и через непосредственное и опосредованное наблюдение. Для социального мониторинга характерны следующие приёмы: сочинения и графические работы детей о семье, которые получены в ходе специально организованного исследования опросы, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.

    Специалист социальной работы определяет специфические особенности взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой. Социальная деятельность с неблагополучной семьёй даёт эффективные результаты, если она основана на комплексном подходе, что включает изучение и использование данных демографии, изучение состава семьи (бабушки, дедушки, мать, отец, братья, сёстры) исследование психологического климата в семье, анализ материального положения.

    Работа с неблагополучной семьёй проводится последовательно, поэтапно:

    Социальная диагностика.

    Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью или

    Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

    Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

    Четвёртый этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

    Пятый этап: изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций.

    Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

    Седьмой этап: составление карты семьи.

    Социальная терапия включает информационную, организационную и координирующую составляющие

    Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями. Эта деятельность включает работу со школой, со службой защиты, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи.

    Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

    Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

    Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй [32,40].

    В содержание работы с неблагополучной семьёй по оказанию социальной помощи входит ряд направлений (рис. 2).

    Рис. 1. Направления социальной работы с неблагополучной семьёй

    Семья оказывает реальное воздействие на ребёнка, на формирование его чувств и, в зависимости от того, в какой эмоциональной среде растёт ребёнок, какие нравственные ценности характерны для этой среды, будет зависеть полноценное воспитание, обеспечивающее становление и развитие ребёнка. Как писал Л. С. Выготский: «…существенное отличие среды ребёнка заключается в том, что человеческая среда есть среда социальная, …ребёнок есть часть живой среды, …среда никогда не является для ребёнка внешней. Если ребёнок существо социальное…, то отсюда следует вывод, что ребёнок есть часть социальной среды» [5].

    Младенец не только биологическое существо, но и социальное. По утверждению Л. С. Выготского ребёнок «…в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений». Пребывание ребёнка в жизненной среде и всё, что происходит с ним связано со взрослыми, ухаживающими за ним. Он постоянно находится в ситуации общения сотрудничества, благодаря чему возникает совершенно особая форма социальных отношений между ребёнком и окружающими [5].

    Первой социальной группой для ребёнка является его семья, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. В семье ребёнок получает первый социальный опыт. Семья несёт ответственность за воспитательную функцию. В современном урбанизированном обществе семья не утрачивает свои традиционные функции. Напротив, возрастает её роль как института эмоционального контакта, создания условий для проявления эмоций. Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребёнка, является предпосылкой формирования нравственного мира личности. Поскольку индивидуальное нравственное сознание предполагает не простое восприятие и понимание принципов и норм морали, но и обобщении, передачу накопленного опыта.

    Каждый член семьи занимает определённую нишу, т. е. выполняет определённые функции социализации. Семья для всех её членов является определённым пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого ребёнка. Это не просто маленькая группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в тоже время находиться в теснейшей связи со всеми другими членами семьи, формирующими ребёнка. Дети, находясь в той или иной семье, строят своё поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг.

    Исходя из складывающейся семейной ситуации, родители выстраивают систему общения с детьми. В одних случаях — это реализация смысла жизни, а в других — реализация определённой системы воспитания. Складывается реальная направленность воспитательной деятельности родителей или совокупность установок родителей во взаимодействии с ребёнком.

    Одна из самых жгучих проблем современности — судьбы детей по тем или иным причинам, оставшихся без внимания родителей, без их любви и заботы. Дети, имеющие одного родителя, то есть являющиеся социальными сиротами при живых родителях. Как правило, родители этих детей страдают хроническим алкоголизмом. Дети из таких семей отстают в физическом и умственном развитии. Большую группу составляют дети с задержкой психического развития. Дети в таких семьях, социально или педагогически запущены, с большим количеством отклонений в развитии, в том числе и эмоционально-волевой сферы.

    В неблагополучных семьях нарушаются все функции семьи, особенно социализирующая. Реакция родителей-алкоголиков на те или иные действия, поступки, высказывания детей отличаются непредсказуемостью, во многом зависят от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из проявлений и действий получат одобрение, а какие — осуждение и даже наказание. Это дезорганизует детей, влияет на психическое развитие, на сферу эмоций, на манеру общения.

    Главная особенность семейной социализации в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает разнообразную деятельность, занятие спортом, играми, чтением книг, полноценного общения с родителями и друзьями. Важным условием социализации детей в семье является авторитет родителей.

    Изучение эмоционально-волевой сферы строится на основе специальной диагностики и методик. Диагностика эмоционально-эффектной сферы и системы отношений ребёнка с окружающим социумом сложна в силу отсутствия стандартизированных методик и личностной незрелости испытуемых. Чаще всего для этого используют проективные методики. При этом следует учитывать их проблематичность, недостаточность стандартизации, трудоёмкость в учёте и интерпретации результатов [28].

    Могут быть использованы практические графические методики, «Рисуночные тесты».

    Таким образом, деятельность ДОУ по социализации детей заключается в формировании направлений социальной работы с детьми, с семьей и совместной работе и с детьми и семьей.

    Социализация дошкольника носит комплексный характер и включает социально-экономическую, социально-бытовую, социально-правовую, медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-информационную, социально-организационную и другие составляющие.

    Социальная работа с неблагополучной семьей включает социальную диагностику, социальную терапию и социальную профилактику. Эффективными формами работы с неблагополучной семьёй являются индивидуальная работа, патронаж, консультационные беседы, тренинги, социальный мониторинг.

    Проведение исследований позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной социально-профилактической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями и детьми и разработать рекомендации по ее реализации.

    Литература:

    1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. — М. 2001.

    2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб. 1997.

    3. Гуров В. Н. Социальная работа с семьёй. — М. 2002.

    4. Дармодехин С. В. Семья и государство. — М. 2001.

    5. Дети группы риска: социальная, психолого-педагогическая помощь.–М. 2000.

    6. Дети социального риска и их воспитание./ Под ред. Л. М. Шпициной — СПб. 2003.

    7. Дивицына Н. Ф. Миронова Л. К. Социальная работа в вопросах и ответах. — М. 2006.

    8. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов на Дону, 2005.

    9. Дубровина И. В. Фадеева З. Г. Губарева Т. Г. Стили родительского поведения. — М. 1998.

    10. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребёнка. // Дошкольная педагогика, 2007, № 11.

    11. Забравная С. Д. Боровик О. В. Развитие ребёнка в ваших руках. — М. 2000.

    12. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. — СПб. 2000.

    13. Закон Российской Федерации «Об образовании» — М. 2005.

    14. Здоровье семьи как социальная проблема работы. — СПб. 2007.

    15. Кузнецова М. А. Новак Е. С. Теория социальной работы. — Волгоград, 2004.

    16. Козлов А. А. Иванова Т. Б. Практикум социального работника. — М. 2001.

    17. Лебединский В. В. Никольская О. С. Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М. 1990.

    18. Макаренко А. С. Мудрость чувств. — М. 1970.

    19. Мансурова Г. М. О специфике подготовки социального работника к профессиональной деятельности. — М. 1992.

    20. Наумчик В. Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей. — М. 2005.

    Источники: festival.1september.ru, www.vashpsixolog.ru, detsky-mir.com, pedsovet.su, www.moluch.ru

    Категория: Характеристики и рекомендации | Добавил: lundevg (27.06.2015)
    Просмотров: 9872 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar