Главная » Статьи » Исковое производство

Образцы исковых заявлений по защите прав потребителей

Защита прав потребителя. Образец иска.

Недавно в консультацию юридического портала пришло письмо с просьбой помочь защитить права покупателю. Этот вопрос подтолкнул нас написать статью о защите прав потребителей . Суть истории: гражданин купил роторную косилку для сенокошения, а ему продали вещь, которая не подходит для этих целей (косилка работала как газонокосилка, не исполняла функций сенокошения). То есть продавец не предоставил необходимую и достоверную информацию о товаре. Хорошо если продавец попался порядочным, но что если он окажется «нехорошим человеком». Как же потребитель может защитить права? Узнать ответ на этот вопрос, а так же ознакомиться с образцом иска о защите прав потребителя можно ниже.

Алгоритм действий по защите прав потребителя в случае непредставления необходимой и достоверной информации

[ads1]Не забывайте, что при непредставлении достоверной и необходимой информации Вы можете предъявить требования продавцу в течение гарантийного срока или срока годности товара. Чтобы в нашем случае защитить свои права потребитель должен в первую очередь сохранить чек об оплате и гарантийный талон, а так же по возможности найти доказательства в подтверждение своих слов (свидетели, записи разговоров, снимки их сайтов и т.п.). Далее созвонитесь с продавцом и объясните суть дела. Если в течение 2 дней он не выполнит Ваши требования, то у нас есть 3 пути:

  1. обратиться в местные исполкомы. Они, как правило, отстаивают Ваши права, если продавец зарегистрирован на теретории, подведомственной им.
  2. обратиться в общественное объединение по защите прав потребителей – представят Вас в суде.
  3. обратиться в суд – свои интересы будете отстаивать самостоятельно, через адвоката.

Прежде чем обращаться куда-либо направьте заказное письмо продавцу, иначе он может сослаться на то, что Вы ему ничего не говорили. Если ответа в разумные срокине будет, смело обращайтесь в вышеназванные органы.

На что сослаться, если продавец не представил необходимую и достоверную информацию о товаре

Взаимоотношения продавца и потребителя  урегулированы Законом Республики Беларусь «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» . Итак, вот пункты закона, на которые стоит ссылаться:

  1. п.1 ст.7 - Изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
  2. п.4 ст. 11 - Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
  3. п.2. ст. 16 - Потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю), не предоставившему потребителю возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), требования, предусмотренные  пунктами 1-3, 5 и 6 статьи 20 (в нашем случае используем п.3 ст.20).
  4. п.3 ст.20 - потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
  5. выдержка из п.1 ст. 25 - максимальный срок для удовлетворения требований потребителя не может превышать семи дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы - четырнадцати дней.
  6. п1. ст.26 - За нарушение сроков, п.1 ст. 26 продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

Образец искового заявления о защите прав потребителя

Если Вы решили подать иск в суд, то сначала ознакомьтесь с правилами оформления искового заявления. Для более легкого написания заявления о защите прав потребителей, держите шаблон  текста:

05.07.2012  мной в ЧТУП «Моторс» (далее по тексту – продавец) была приобретена косилка роторная  КРМ-1 (далее по тексту – косилка), о чем свидетельствует кассовый чек и гарантийный талон от ________.  При покупке продавцу было указано, что косилка приобретается с целью СЕНОкошения и чтобы подходила к мотоблоку, приобретаемому у этого же продавца одновременно с косилкой. Продавец нас уверил, что косилка подходит для указанных целей. О том, что косилка предназначена для сенокошения, так же указано на сайте ЧТУП «Моторс».

31.07.2012 при первом использовании мною была выявлена особенность косилки: при сенокошении трава сильно измельчается, её почти не остается. При покупке на эту особенность косилки продавец нам не указал,  хотя должен был исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара, следовательно - им не был поставлен товар, пригодный для использования в соответствии с указанными целями (сенокошение). Тем самым продавец нарушил п.1 ст.7 и п.4 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ».

В этот же день 31.07.2012 мы сообщили продавцу о том, что косилка не пригодна для сенокошения и, руководствуясь п.2 ст.16 Закона Республики Беларусь «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ», предъявили требование продавцу о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы. Продавец попросил время для консультирования с руководством до 01.08.2012 г.

01.08.2012 г. мы созвонились, продавец согласился с нашими требованиями и пообещал забрать товар и вернуть деньги в этот же день (01.08.2012). Своё обещание продавец не исполнил, но клятвенно обещал вернуть в течение 7 дней.

С 02.08.2012 и до настоящего времени я неоднократно обращалась к продавцу с требованием о возврате уплаченной за товар денежной суммы, однако на все мои обращения продавец отвечал обещаниями, а 09.08.2012 заявил, что возвращать деньги не собирается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 14, 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст.ст 7,11,16, 25,26 Закона Республики Беларусь «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»,прошу:

  1. В соответствии с требованиями п. 3 ст.20 Закона Республики Беларусь «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»  расторгнуть договор купли-продажи косилки и взыскать в мою пользу стоимость косилки в размере 4 500 000 белорусских рублей.
  2. В соответствии с требованиями п. 1 ст.26 Закона Республики Беларусь «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» за невыполнение требований потребителя, взыскать за каждый день просрочки, начиная с 08.08.2012 г. неустойку в размере 1%.
  3. В соответствии с требованиями п. 1 ст.18 Закона Республики Беларусь «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 белорусских рублей.
  4. Освободить меня от уплаты государственной пошлины

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Копия кассового чека
  2. Копия гарантийного талона
  3. Копия снимков сайта
  4. Копия искового заявления для ответчика

[youtube]ISFtT9ZFO7M[/youtube]

Статью добавил: Александр Лазарев

Автор проекта ProЮрист.by- правовые услуги. Занимаюсь оказанием юридической помощи гражданам Республики Беларусь.

Юрист советует ознакомиться:

Каталог статей

Третье лицо ********************************************

(тут реквизиты компании)

сумма иска ________ грн

гос. пошлина 0 грн, согласно п. 10, ч. 1 ст. 4 с изменениями внесенными согласно с Законом № 107/94-ВР от 15.07.1994г. «Декрет кабинета министров о Гос. Пошлинах»

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о возврате средств уплаченных магазину

и выплате моральной компенсации

Мною, *************************. *** сентября 2010 г. около 17.00 часов в магазине «***********» по ул. ******************* был приобретен ****************************** (расходная накладная № *********************** ). Придя домой и включив прибор для длительной работы он вышел из строя проработав 10 минут. На следующий день *************** г. около 12.00 часов вернувшись в магазин и объяснив менеджеру магазина суть неисправности, меня направили в авторизированный сервисный центр «***********» который находиться на ул. *****************. В сервисном центре изначально утверждали что прибор исправен, но когда я его включил и прибор проработав 10 минут повторно вышел из строя, то по моей просьбе был вызван мастер данного сервисного центра который в моем присутствии убедился в неисправности прибора и оставил его на дальнейший ремонт. После этого я неоднократно звонил в сервисный центр, уточняя информацию и ходе продвижения ремонта, в ответ на что мне сначала сказали, что заказали деталь для замены, а в последствии продержав прибор 2 недели выдали АКТ свидетельствующий о том, что в прибор было совершено неквалифицированное вмешательство и он не подлежит гарантийному ремонту. Однако при приеме товара ОАО «***********» должны были указать на наличие внешних видимых дефектов изделия, чего сделано не было и можно считать, что данные дефекты возникли в ходе хранения изделия в ОАО «**************» с даты приема изделия до даты проведения экспертизы. Так же акт составленный ОАО «***************» не отображает причину неисправности изделия на данный момент, что говорит о формальности проведения экспертизы и не указывает на причинно-следственную связь между обнаруженными на изделии дефектах и не рабочим состоянием ******************, а так же не отвергает и не подтверждает возможность фабричного брака.

В процессе переговоров между мной и представителем магазина «***********» которые состоялись *******.2010 г. менеджер магазина категорически отказалась заменить прибор на аналогичный ссылаясь на то, что данный прибор был выведен из строя мной в результате не квалифицированной попытки самостоятельного ремонта.

Так же я ссылаясь на ст. 9 Закона Украины «О защите прав потребителей» «…потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в срок 14-ти дней, не считая дня покупки», просил произвести обмен имеющегося у меня не рабочего **************** на товар Надлежащего качества, либо расторгнуть договор купли продажи данного прибора, однако в этой просьбе мне так же было отказано.

В соответствии с п. 35 Правил розничной торговки непродовольственными товарами, утвержденными приказом Министерства экономики Украины от 19 апреля 2007 года №104 за каждый день задержки исполнения требования по предоставлению товара аналогичной марки (модели, артикула, модификации) и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (14 дней), потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара.

Таким образом на данный день Ответчик обязан выплатит мне следующую сумму:

1. (тут считаете сумму неустойки исходя из стоимости товара, т.е. по одному проценту за каждый день с момента покупки минус 14 дней.)

В соответствии со ст. 22. Закона Украины «О защите прав потребителей»:

«Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом.

При удовлетворении требований потребителя суд одновременно решает вопрос относительно возмещения морального (неимущественного) ущерба.

Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по исками, связанным с нарушением их прав.»

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Украины каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своих личных неимущественных или имущественных прав и интересов.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 3, 4, 5, 9 Закона Украины «О защите прав потребителей», ст. ст. 3, 107, 110, 118, 119, Гражданско-процессуального кодекса Украины, п. 10 ст. 4 Декрета КМУ «Про гос. пошлины», –

ПРОШУ:

1) Разорвать договор купли-продажи ************************ (расходная накладная № ***********).

2) Взыскать с Ответчика в пользу Истца 1. (тут считаете сумму неустойки исходя из стоимости товара, т.е. по одному проценту за каждый день с момента покупки минус 14 дней.) и компенсацию морального ущерба за предоставленные неудобства в размере 5000 грн.

3) Освободить меня от уплаты гос.пошлины на основании п. 10 ст. 4 Декрета КМУ «О гос. пошлине» и ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О защите прав потребителей»

4) Возместить затраченные истцом средства на информационно-техническое обеспечение судебного процесса в розмере 120 грн.

Приложение:

1) Копия Акта по наряду «************» сервисного центра «************», расположенного по адресу: г. Харьков, ул*********************

2) Копия расходной накладной № ***************** г. о факте приобретения прибора.

3) Расчет суммы иска ***********

4) Почтовая квитанция об отправке копии искового заявления Ответчику.

5) Почтовая квитанция об отправке Ответчику Заявления с просьбой заменить прибор на аналогичный.

6) копия искового заявления и приложений к нему для Ответчика

Исковое заявление о защите прав потребителя

Любой человек, совершая покупку или заказывая услугу, становится потребителем и может столкнуться с низким качеством приобретенного предмета или выполненной работы. В таких ситуациях продавец обязан соблюдать интересы потребителя и устранить выявленные недостатки. Права покупателя определяются законом и состоят из:

  1. права на качественный товар и услугу (продавец или исполнитель должен предоставить покупателю качественный товар или услугу)
  2. права на получение правдивой информации о товаре или услуге (покупателю должны предоставляться полные сведения об изготовителе, способе производства, свойствах товара)
  3. права на безопасность (товары и услуги не должны нести угрозу для здоровья, жизни или имущества покупателей).

Если одно из законных прав покупателя будет нарушено, то для его защиты необходимо подготовить исковое заявление о защите прав потребителя. Также закон предлагает претензионный способ разрешения конфликта между сторонами, не требующий обращения в суд.

Правила составления претензии к продавцу

Составляя претензию к продавцу или исполнителю работы, необходимо указать:

  • свойства товара и его дефекты, подтверждающие ненадлежащее качество предмета или работ
  • отношения сторон и документы, которые их регулируют
  • требования о возвращении стоимости товара, его замене, ремонте и пр.
  • Претензия пишется в двух экземплярах. На копии отмечается дата и роспись получателя обращения. Если вторая сторона отказывает в принятии претензии, то делается соответствующая отметка и заверяется подписями свидетелей.

    Закон определяет 10-дневный термин с момента обращения для исполнения требований, описанных в претензии. Если продавец отказывается исполнять свои обязательства, то покупатель может на основе своей претензии составить исковое заявление о зпп.

    Описание требований в исковом заявлении

    Формулируя просительную часть иска, заявитель должен указать перечень требований, предъявляемых к ответчику. Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», покупатель, обнаружив дефекты в купленном товаре, может требовать:

  • заменить приобретенный товар на новый (от того же изготовителя)
  • заменить товар на аналогичный, имеющий те же свойства, но выполненный другим изготовителем, с перерасчетом цены
  • уменьшить стоимость товара
  • устранить дефекты предмета или возместить средства, потраченные на его ремонт
  • разорвать сделку купли-продажи с возмещением стоимости товара.
  • Если потребитель получил некачественно оказанную услугу или исполнитель работ нарушил условия договора, то пострадавшее лицо, ссылаясь на ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», имеет право на удовлетворение одного из требований:

  • бесплатное устранение дефектов в выполненной работе
  • пропорциональное уменьшение стоимости работы или услуги
  • повторное проведение работ или изготовление нового предмета из того же материала (при условии возвращения потребителем ранее полученного предмета)
  • возмещение затрат, связанных с исправлением недостатков после выполненных работ.
  • Дополнительно истец может заявить о взыскании морального вреда и применении штрафных санкций за отказ в устранении недостатков. Данные требования не включаются в общую цену иска.

    Определение подсудности иска

    Исковое заявление по правам потребителя может подаваться в судебную инстанцию по месту пребывания ответчика, месту жительства истца или месту заключения сделки. Заявления, в которых объем требований менее 50 тыс. руб. подлежат рассмотрению мировыми судьями, остальные – районными судами. Истец при обращении в порядке защиты прав потребителей освобождается законом от судебных расходов.

    Если заявителю неизвестно место регистрации ответчика, то он может направить в налоговую инспекцию запрос о получении информации из Единого госреестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Такие сведения являются открытыми и предоставляются при оплате пошлины.

    Для грамотного обращения в судебную инстанцию и защиты прав в полном объеме необходимо при подготовке искового заявления придерживаться процессуальных норм или воспользоваться образцом иска.

    Скачать образец заявления:

    Как выполнить решение суда

    20.02.11 | Законодательство | Защита прав потребителя в суде

    В последнее время средства массовой информации периодически рассказывают о судебных процессах по делам потребителей, связанных с нарушением их прав. Эти материалы, зачастую, рассказывают о выигранных делах и полны бравурного настроения: все судебные дела выигрываются, все истцы получают компенсацию за моральный вред и т.д. Это внушает оптимизм, но все ли именно так? Те, кто такому оптимистическому настроению поддались и подали в суд, столкнулись с огромными проблемами: и с неявкой в суд ответчика, и с затягиванием дела судом, и, в конце концов, с тем, что совершенно не знают, как нужно вести себя в суде. Что же делать, если потребители сталкиваются в суде с трудностям и?

    Поэтому необходимо рассказать о перипетиях, с которыми придется столкнуться всем, кто обращается в суд, и о том, как достойно решить эти проблемы даже без помощи профессиональных юристов. Эта тема актуальна еще и потому, что сейчас огромное число людей, защищая свои права, вынуждено сталкиваться с судебными органами.

    Суд - крайняя мера

    Как правило, потребители обращаются в суд только тогда, когда ни переговоры, ни переписка с продавцом, исполнителем услуг или изготовителем не привели к желаемому результату, то есть тогда, когда все другие методы защиты исчерпаны. Поэтому и Вы, столкнувшись с нежеланием заменить Вам товар или выдать причитающиеся проценты по банковскому вкладу, сначала попытайтесь урегулировать конфликт в досудебном порядке, доходчиво разъяснив свои требования. А уж если это не получится, обращайтесь в суд.

    Что должен знать истец

    Среди потребителей бытуют два противоположных убеждения: одни считают, что обращение в суд бессмысленно и даже стыдно, другие полагают, что стоит только написать заявление, и суд моментально превратит желаемое в действительное. Оба эти суждения неверны, и вот почему: во-первых, обращение в судебные органы ни в коей мере не зазорно. Это право, данное нам законом, и, кроме того, обращение в суд - способ разрешения конфликта, достойный цивилизованного человека во-вторых, рассмотрение Вашего иска судом неизбежно потребует от Вас определенных затрат времени, сил и денежных средств. Как только вы обращаетесь в суд, закон называет Вас истцом, а магазин, завод или фирму - ответчиком.

    Подав иск в суд, Вам придется:

    1. Собрать документы, подтверждающие Ваши договорные отношения с ответчиком (товарные чеки, договоры, переписку с фирмой, к которой предъявляете иск), подумать, какие люди (свидетели) смогут в суде подтвердить те или иные факты. Это необходимо потому, что в суде именно Вы, а не фирма, обязаны доказывать то, что Ваши права нарушены, а требования обоснованы.

    2. Присутствовать на судебных заседаниях, назначенных по Вашему делу (а их может быть несколько), давать показания, контактировать с ответчиком.

    3. Оплатить производство экспертизы, если суд сочтет необходимым ее проведение.

    4. Участвовать в исполнении принятого судом решения, если такая необходимость возникнет. Одним словом - под лежачий камень вода не течет. Быстрота и правильность рассмотрения иска судом во многом зависят от вашей активности и элементарной юридической грамотности.

    Процесс движения дела очень часто бывает затруднен по не зависящим от Вас причинам:

    а) из-за массовых обращений в суды граждан, чьи права грубо нарушены недобросовестными предпринимателями

    б) из-за нехватки судей, секретарей, судебных исполнителей - тех, кто призван помочь Вам в быстром восстановлении справедливости

    в) из-за отсутствия хорошо отлаженного и действенного механизма, позволяющего, во-первых, обеспечить присутствие ответчика в судебных заседаниях и, во-вторых, добиться исполнения определения и решения суда.

    Эти обстоятельства затягивают рассмотрение спора. Вам приходится контролировать процесс движения дела, а порой и выполнять работу судебных исполнителей и курьеров. Например, для того, чтобы у суда были доказательства того, что ответчик получил извещение о слушании дела, Вы сами, не надеясь на быструю работу почты, отвезете ответчику повестку и расписку отдадите судье, несмотря на то, что делать это обязаны работники суда.

    С чего начать?

    Итак, Вы решили обратиться в суд. Вначале:

    1. Обратившись к юристу или ознакомившись с текстом Закона О защите прав потребителей, убедитесь, что Ваши требования соответствую действующему законодательству.

    2. Убедитесь, что Ваш спор подведомственен суду, т.е. суд может и должен рассматривать подобные иски. Это можно узнать в суде или у юриста.

    3. Проанализируйте, располагаете ли Вы достаточными доказательствами своей правоты, есть ли реальная возможность для сбора недостающих фактов. Если сомневаетесь в своих силах, посоветуйтесь со специалистами.

    4. Подумайте, реальны ли Ваши требования. Может быть, ответчик уже обанкротился и исчез, или у него нет денег и он не сможет выплатить Вам компенсацию. И в таком случае, может быть, лучше оставить затею проучить ответчика. Ведь для многих людей суд - это неприятная процедура, да и поражения переживаются очень тяжело.

    5. По некоторым категориям споров (например, по искам об истребовании багажа или взыскании его стоимости при перевозке) установлен обязательный порядок досудебного урегулирования. Иными словами, прежде чем обращаться в суд, Вы должны предъявить ответчику претензию-заявление о своих требованиях (узнав о порядке ее подачи у юриста).

    Исковое заявление

    Вам необходимо грамотно составить исковое заявление. Пишется оно в трех экземплярах: для ответчика, для суда и для себя. Если ответчиков двое или больше - для каждого из них делается копия заявления. Когда будете указывать в заявлении ответчика, не забудьте, что это не директор фирмы и не продавец, а предприятие, имеющее свое наименование, расчетный счет в банке и юридический адрес.

    В заявлении обязательно должны быть указаны:

    * Ф.И.О. и адрес истца

    * полное наименование, юридический и фактический (если он не совпадает с юридическим) адрес ответчика

    * нормы Закона, на основании которых Вы просите удовлетворить Ваши требования

    * Ваши требования

    * наименование документов, которые Вы прилагаете к иску

    * дата и подпись.

    В общей форме исковое заявление выглядит так:

    В __________________ суд

    Исковое заявление

    Краткая суть дела: такого-то числа я заключил договор и т.д. Эти факты нарушаются следующими доказательствами В соответствии со ст. ______ Закона О защите прав потребителей прошу:

    Приложение:

    Дата

    Подпись

    Моральный вред

    Естественно, во многих случаях потребитель страдает не только материально, но и морально, и в практику судов уже прочно вошло понятие удовлетворения морального вреда. Но как оценить моральный вред ?

    Во-первых, законодатель и в ст. Закона О защите прав потребителей, и в ст. Гражданского Кодекса расшифровывает понятие моральный вред как физические и нравственные страдания.

    Во-вторых, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные, заслуживающие внимания, обстоятельства. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя. Должны учитываться требования разумности и справедливости Но размер возмещения определяется только судом. Так что никаких методик расчета размера возмещения нет, и в добровольном порядке компенсировать моральный вред ответчик может только через примирительную судебную процедуру, называемую мировое соглашение.

    Потребителю всегда необходимо помнить, что моральный вред возмещается только при наличии вины ответчика, т.е. когда продавец (исполнитель) умышленно или неосторожно способствовал причинению Вам морального вреда, и вину ответчика придется доказывать Вам. Обязанность ответчика возместить Вам имущественный вред подлежит осуществлению независимо от его вины. Единственный случай, когда моральный вред будет взыскан независимо от вины фирмы - когда вред причинен Вашей жизни или здоровью повышенным источником опасности. К таким источникам относятся транспортные средства, различные механизмы, электрическая энергия высокого напряжения, строительная деятельность и т.п.

    Если Вам нужна экспертиза

    Очень часто для суда бывает необходимо получить компетентную и объективную оценку стоимости имущества, а значит - провести независимое экспертное исследование. Проведение экспертизы потребует значительного времени и затрат, которые будут весьма существенными, поэтому использовать его надо у4мело и рационально. И прежде чем обратиться в суд, решите следующие вопросы:

    * может ли интересующее Вас имущество и/или обстоятельства, связанные с ним, быть предметом исследования экспертизы

    * какие задачи может решить экспертиза

    * насколько разрешима интересующая Вас проблема

    * как нужно обращаться с имуществом до его отправки на экспертизу

    * какую дополнительную информацию нужно предоставить эксперту.

    Товароведческая экспертиза

    Экспертизу чаще всего проводят в связи с разрешением имущественных споров. Это товароведческая (судебно-товароведческая) экспертиза.

    Объектами ее исследования может быть подавляющее большинство товаров, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни: практически продовольственные товары, в том числе плодово-овощные, вино водочные, пиво и безалкогольные напитки, а также большинство непродовольственных товаров, есть товары, исследование которых, как правило, осуществляется в рамках других видов экспертизы. Так, предметы антиквариата и произведения искусства изучаются искусствоведческой экспертизой, недвижимость (коттеджи, дачи, гаражи и т.п.) - социально-технической или инженерно-строительной экспертизой. Экспертиза обычно решает следующие задачи: установление стоимости товара установление способа его изготовления установление факта изготовления товара соответствие качественных свойств товара маркированным обозначениям на товаре или на ярлыках, ценниках и т.п.

    * соответствие товара требованиям стандартов и/или другим общеобязательным товарным нормам

    * соответствие условий хранения и транспортировки товара, его тары требованиям стандартов и/или другим общеобязательным требованиям

    * установление количества и качества фактически вложенного в товар сырья и вспомогательных материалов

    * установление факта принадлежности частей и деталей одному предмету (комплекту)

    * установление факта изменений состояния товара при определенных условиях его хранения, эксплуатации и транспортировки

    * установление рода, вида и качества товара или его отдельных частей

    * установление причин изменения потребительских свойств и внешнего вида товаров, появления дефектов.

    На экспертизу всегда направляется сам предмет, в отношении которого она проводится. Но иногда это невозможно. Например, скоропортящиеся продукты были выброшены, или предмет находится у человека, уклоняющегося от экспертизы. В этих случаях экспертиза может быть проведена по фото- или видеосъемке. Квалифицированный эксперт даже по фотографии может определить стоимость, наименование и другие характеристики товаров.

    Но помимо самого товара эксперту могут понадобиться и документы, связанные с его покупкой и последующей информацией: договоры, чеки, гарантийные талоны, квитанции, инструкции по эксплуатации и т.п. Желательно, чтобы Вы сохраняли рекламные материалы на товар и могли их представить в случае необходимости. Это особенно важно, когда решается вопрос о соответствии потребительских свойств купленного Вами товара той информации, которая была доведена до Вас продавцом и определила Ваш выбор.

    Если решаются вопросы, связанные с установлением условий транспортировки, эксплуатации и хранения товара, то эксперту может понадобиться упаковка или тара, или их фотографии. Иногда требуется информация об условиях хранения Вами того или иного товара. Так, при определении причин порчи продовольственных товаров необходимо будет указать место, где они хранились (например, холодильник), температурный режим и срок хранения.

    В случаях, если товар был изготовлен из сырья или полуфабрикатов, предоставленных Вами предприятию-изготовителю (например, пошив одежды, изготовление обуви т.п.), могут понадобиться остатки материалов. Особенно это важно, если Вы считаете, что Ваш заказ выполнен из другого материала. При определенных условиях эксперт может использовать и свидетельские показания. Например, информацию мастера телеателье о том, что подключение телевизора и/или видеомагнитофона было произведено строго по инструкции, или показания незаинтересованных свидетелей о качестве и свойствах наследуемого имущества.

    Результат экспертизы зависит не только от полноты предоставленных Вами материалов, но и от технической и информационной базы, которой располагает эксперт (например, каталоги продукции и т.д.).

    Немаловажное значение имеет квалификация и личный опыт эксперта. Помимо Вашей оценки результатов экспертизы решающее значение имеет их оценка судом. Для судей важным критерием является солидность учреждения или специалиста, которым проводилась экспертиза. Здесь учитывается уровень специализации учреждения или эксперта, его стаж и опыт в проведении экспертных исследований, наличие сертификатов или иных документов, выданных соответствующими государственными органами и подтверждающими профессиональную состоятельность эксперта. Обычно такие экспертизы проводит бюро товарных экспертиз при Администрации области. Немалое значение имеет и личный опыт судьи: сталкивался ли он ранее с организацией или гражданином, проводящими экспертизу.

    Поэтому, хотя закон предоставляет нам право предложить суду свою кандидатуру эксперта, все-таки доверьте назначение эксперта суду. Квалифицированную помощь при решении вопросов, связанных с экспертизой, можно получить в общественных организациях потребителей. В соответствии со ст. 43 Закона О защите прав потребителей им предоставлено право на производство независимых экспертиз качества товаров, работ, услуг. Правда, проведение такой экспертизы не заменит судебной, но в определенных случаях позволит Вам сэкономить время и деньги. Кроме того, вполне возможно, что организации, ранее отказывавшиеся удовлетворить Ваши требования, после получения результатов такой экспертизы изменят свою позицию и пойдут навстречу Вашим интересам.

    Как подавать исковое заявление

    Три (или более) экземпляра заявления и все документы, относящиеся к делу (лучше ксерокопии), Вы должны отдать судье на приеме. Заверить ксерокопии Вы можете в нотариальной конторе или по Вашему месту работы, впрочем, право заверить их имеет и судья. Оформляется это так. В конце каждого документа ставится печать и пишется: Копия верна, а далее указывается должностное лицо, которое заверяет, и его подпись.

    Уточнить часы приема судей можно, позвонив в канцелярию по гражданским делам суда.

    В какой суд подавать иск? Если Ваш спор касается Ваших потребительских прав, то на основании ст. Закона О защите прав потребителей Вы имеете право подать иск по Вашему выбору: либо в суд по Вашему месту жительства, либо в район, где зарегистрирована фирма-ответчик.

    Собираясь на прием к судье, будьте готовы отстоять приличную очередь. Возможно, что в первый визит Вас лишь запишут на прием к судье, который назначат через месяц-другой. В этой ситуации у Вас есть две возможности: записаться и терпеливо ждать своего часа или выслать все документы (лучше заверенные ксерокопии) в адрес суда по почте - заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Этот способ хорош тогда, когда невозможность подачи иска влечет пропуск сроков исковой давности. Но все же лучше лично попасть на прием к судье.

    Когда Вы попали к судье, без лишних слов подавайте ему документы, ждите вопросов и лаконично на них отвечайте. Прием у судьи - это психологический барьер, который Вы должны взять. В совещательной комнате судьи Вы будете первый и последний раз разговаривать с ним один на один, в спокойной обстановке. Это поможет Вам адаптироваться в суде. Наши адвокаты советуют своим клиентам подавать исковые заявления самостоятельно и только в исключительно сложных ситуациях сами идут на прием к судье.

    Многие потребители на приеме у судьи сталкиваются с проблемой оплаты искового заявления госпошлиной. Если вдруг судья не совсем уверенно знает законодательство и откажет Вам в приеме искового заявления из-за того, что Вы не заплатили госпошлину, терпеливо объясните, что в соответствии со ст. ЗаконаО защите прав потребителей потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушениями их прав.

    Для того, чтобы Вы точно знали, какие иски попадают под эту статью Закона, приводим Вам полностью О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей:

    К отношениям, регулируемым названным Законом О защите прав потребителей в частности, относятся отношения, вытекающие из договора купли-продажи: имущественного найма, в том числе бытового заказа, безвозмездного пользования имуществом найма (аренды) жилого помещения (отношения между нанимателем (арендатором) и наймодателем (арендодателем), являющимися одновременно исполнителем услуг: по ремонту жилищного фонда, обеспечению работы инженерного оборудования, по обеспечению коммунальными услугами, которые он обязан предоставить, поскольку это является одним из условий договора жилищного найма (аренды), подряда, в том числе бытового заказа и абонементного обслуживания перевозки граждан, их багажа и грузов комиссии хранения из договоров на оказание финансовых услуг, в том числе предоставление кредитов для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг других договоров.

    Как Вы понимаете, это не исчерпывающий перечень. Закон О защите прав потребителей распространяется также на договоры об оказании туристических, медицинских услуг, услуг по образованию и других.

    Если судья Вам отказал

    Если судья по каким-то причинам отказывается принять Ваше исковое заявление, настаивайте на выдаче письменного, мотивированного определения об отказе. Если это определение Вы считаете незаконным, обжалуйте его в вышестоящий суд в течение 10-ти дней.

    Документ, который Вы подаете в вышестоящий суд, будет называться Частная жалоба. Она подается вместе с копиями искового заявления и приложенными к нему документами в канцелярию суда, вынесшего определение об отказе в принятии искового заявления.

    Жалоба будет назначена к рассмотрению, а повестка будет выслана Вам по почте. В случае отмены вышестоящим судом того самого определения дело будет возвращено в тот же суд, в который Вы первоначально обращались.

    Ваш иск принят

    Допустим, судья принял ваше дело к производству. Бывают случаи, когда судья первоначально принимает Ваш иск и у него нет никаких претензий, но потом Вы вдруг получаете определение об оставлении иска без движения. Это бывает в тех случаях, когда к иску не приложены какие-либо документы, не указан адрес ответчика и т.п. Для устранения подобного рода недостатков судья дает Вам время, а по Вашему иску не совершается никаких действий. Не стоит сильно огорчаться по этому поводу, необходимо недостатки, указанные в определении, устранить, представив соответствующие документы, указав адрес ответчика и т.д. Если Вам не хватило времени для устранения недостатков и иск Вам вернули, то Вы не лишаетесь права вновь обратиться в суд в обычном порядке.

    Затем Вы по почте получите повестку о вызове в суд еще на один прием, но уже с участием ответчика. Эта встреча, называемая беседой, необходима для производства дела, поскольку судья вначале предложит Вам и ответчику решить дело миром. Возможно, судья предложит Вам самому отвезти копию искового заявления и повестку ответчику. Согласиться на это предложение или отказаться - Ваше право.

    Будьте готовы к вопросу судьи: Не желаете ли вы решить дело миром ?, и если сочтете это возможным, предложите компромиссное решение Вашего спора.

    Вероятно, что ответчик, ознакомившись с Вашими исковыми требованиями и с законодательством, на которое Вы опираетесь, согласится на этот вариант. В этом случае составьте документ, в котором запишите достигнутые договоренности, и отдайте его судье. В мировом соглашении нужно обязательно определить, кто несет судебные издержки. Судья, ознакомившись с мировым соглашением, вынесет определение о прекращении производства по делу. Он обязан разъяснить Вам, что заключив такое соглашение, Вы не сможете еще раз обратиться в суд с теми же требованиями.

    Если мировое соглашение не будет исполнено ответчиком в согласованные между Вами сроки, оно приобретает силу судебного решения и исполняется судебным исполнителем в принудительном порядке.

    Источник картинки hgovzpp.ucoz.org

    http://kiev-security.org.ua/

    Источники: prolawyer.by, pravo.at.ua, www.podaemisk.ru, posovesti.com.ua

    Категория: Исковое производство | Добавил: lundevg (23.07.2015)
    Просмотров: 441 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar